Ранее они вышли на митинг
Представители кинопроизводства выступили с пресс-конференцией с несогласием с конкурсом отбора кинопроектов, организованным «Государственным центром поддержки национального кино» в марте 2023 года, сообщает Qaz365.kz. Ранее они вышли на митинг.
Режиссер Ерлан Толеутай заявил о штрафах и судах. Также он упомянул, что это впервые в истории, так как “такого не было даже во время Сталина” и что это конституционное право – выйти и сказать.
Президент Ассоциации анимационных студий Казахстана Адай Абельдинов озвучил требования протестной группы:
- Отменить питчинг объявленный на 22-25 мая 2023 года, в связи с нарушениями конкурсного отбора!
- Сформировать специальную комиссию, состоящую из представителей Министерства культуры и спорта, депутатского корпуса, независимых юристов, а так же, представителей протестной группы кинематографистов в качестве наблюдателей!
- Уполномочить специальную комиссию и наблюдателей провести проверку всех прошедших (130) и не прошедших (153) заявок с целью определения наличия или отсутствия нарушении!
- Возбудить уголовные и административные мероприятия в отношении руководства и ответственных специалистов “ГЦПНК” за принятые незаконные решения, в случае обнаружения таковых!
Продюссер Ардагер Сантыбаев подробнее рассказал про претензии к правилам конкурса:
“У нас имеются основания, что по 150 проектных заявок, которые были недопущены, были вынесены необъективные, надуманные, предвзятые решения со стороны уполномоченных сотрудников центра.
Давайте подробнее. Первое и очень грубое нарушение: не велся протокол. Сотрудники центра сидели и сами отказывали проектам. И соответственно никто не вел запись – кто, по какой причине, какой проект и почему. То есть очень много несостыковок.
Второй момент – дебют. В законе кино сказано, дебют это произведение режиссера. Первое произведение подразумевается что это его фильм, соответственно если мы заглянем в категорию дебют – 130 проектов, которые на данный момент прошли по этому питчингу – там есть десятки проектов-дебютантов. Но если мы откроем их резюме режиссеров, там многие из них уже снимали фильмы как дипломную работу. То есть это можно считать? Опять же это на субъективное усмотрение и трактовку сотрудников “ГЦПНК”. Протокол не велся, то есть они могли по одному проекту отказать, по другому не отказать … Соответственно есть коррупционная составляющая.
Еще у нас есть громкое заявление. Долгое время мы не хотели трогать наших коллег – 130 проектов, которые прошли. Но сами знаете, что киношный круг очень узок, все мы друг друга знаем. В футболе есть такое понятие как “fair play”, многие ребята с нами солидарны. Многие помогали собрать документы. Но этот проект прошел, хотя у него есть такие же изъяны, как у нас. Но их проект проходит. Они говорят “нам такая победа не нужна”.
У меня есть официальный документ, который я распечатал на сайте “ГЦПНК” – это 130 проектов, которые были допущены. Начинаем их открывать: проект № 160, называется “Кандас”, ТОО “Taspa films”. Открываем выписку с Министерства доходов: компания была создана 12 февраля 2021 года и на сегодняшний день у компании не было оборота на средства, то есть они не заплатили ни налогов, ничего. Эта компания не могла с таким бэкграундом участвовать в конкурсе. У них не было финансового оборота, чтобы снять фильм – а это требование № 8”.
Спикер также привел в пример проект, компания которой открылась за 2 дня до закрытия конкурса. Однако она была включена не в категорию “Дебют”. Другой пример включал компанию, которая открылась за 27 календарный дней до окончания конкурса и, соответственно, могли ли они успеть снять анимационный фильм за такой срок. Также Сантыбаев упомянул человека с 40-летним стажем, которому отказали.
“Мы сейчас используя СМИ официально заявляем, что были нарушения среди тех проектов, которые прошли. Это только 4 проекта”, – Ардагер Сантыбаев.
Спикер также упомянул проекты “Казахфильм”, которые все прошли. По его словам, есть правило по которому 35% слотов выделяется именно этой компании.
“Мы официально сейчас хотели бы обратиться к Правительству Республики Казахстан, Министру, руководству ГЦПНК, что у них есть такие нарушения. Ну и конечно к правоохранительным органам и антикоррупционной службе, чтобы они проверили и сделали заключение на наличие коррупционной составляющей”, – закончил Ардагер Сантыбаев.