Даже представители других национальностей
Директор национального лицея QAZBILIM забил тревогу в социальных сетях, сообщает Qaz365.kz.
По его словам, меньше трети первоклассников пойдут в казахскую школу.
"Вот еще один "замечательный результат" работы нашего министерства просвещения! 1 сентября этого года 10 384 детей впервые переступят порог школы. Более 71 процента этих детей были зачислены в русские классы. Остальные 29 процентов пойдут в казахскую школу.
Кстати, руководитель Управления образования Костанайской области также является государственным служащим, не владеющим государственным языком! Ему тоже не очень интересны школы с казахском языком обучения! Ну, а министерству все равно, что бы там ни было, будут сидеть, пряча головы в песке! Акимату Костанайской области, наверное, все равно, зачем им головная боль?", – написал Аятжан Ахметжанулы на своей странице.
По его словам, в Костанайской области 454 школы. Из них только 112-на казахском языке, 227-на русском языке, 115-на смешанном (с русским и казахским языком обучения). 60 процентов русских школ заполнили казахские дети.
"Поехать в регион и открыть национальную школу – это моя смелость или беспечность? Мы не можем найти детей для обучения на казахскоя языке в Костанайский национальный лицей QAZBILIM. Оказывается, народ обучается по-русски. Что делать, братья? Как мы можем быть такой страной? Можем ли мы стать независимым Казахстаном?", – пишет возмущенный патриот.
Ранее о таком рассказали в столице. В Астане впервые за порог школы переступят 26 650 детей. Из них 15 929 будут обучаться на казахском языке, 10 571 на русском языке. Мы связались с заместителем директора по адаптивному обучению столичной школы №65 Майрой Мырзахметовой.
"Эта проблема касается всех родителей. Родители могут отдать детей в казахский или русский класс, если захотят. Последние два-три года на время приема документов директор уходит в трудовой отпуск, и остается исполняющий обязанности. Замечу, что желающих обучаться в русском классе очень много. Говоришь что "в класс набрали достаточно детей, уже 30 подали документы", но желающих быть в качестве 31-32-го предостаточно. Не слушая сказанного, пишут заявления в Министерство образования, городское управление образования. Шумят в соцсетях. Требуют своих прав. Самое интересное, что эти родители общаются с нами на казахском языке”, – говорит Майра Мырзахметова.
По ее словам, руководитель Управления образования города Астаны Касымхан Сенгазыев поручил директорам школ сократить количество русских классов. Но поскольку у родителей другие предпочтения, количество тех, кто отдает ребенка в русские классы, похоже, не уменьшается.
"Касымхан Сенгазыев на совещании сделал замечание некоторым директорам. В чисто русских и смешанных школах есть те, что с большим количеством русских классов. Их сделали замечание, что агитационная работа была неполноценной. Когда у них спросили, почему в вашем районе казахские дети учатся по-русски, то ответом было, что родители так требуют, и что они ничего не могут с этим сделать. В школе, в которой я работаю, среди 1 класса открыто 6 казахских и 6 русских классов. Мы думали, что русские класс мы уже не откроем, остановимся на этом. Но крики, ссоры нарастали. Они прямо-таки пугают. У родителей нет никакого приличия. Сразу включают телефоны и начинают снимать. Потом идут в управление образования", – говорит учительница.
При этом она рассказала, что пыталась уговорить казахских родителей. После того как было сказано, что мест нет, около 10 человек сдались. Видимо потом, при возможности, хотят перевести в русский класс. Однако подавляющее большинство не соглашаются.
"Если приходят представители других национальностей, мы предлагаем им пойти в казахские классы. Но мы не можем заставить. Так как с детского сада они обучаются по-русски, то так и продолжают", – говорит заместитель директора.
Она также остановилась на мотивах родителей, которые хотят отдать детей в русские классы.
"Родители говорят, что язык их детей русский. Потому что они выучили русский благодаря телефону. Учителя в окружении говорят то же самое. В итоге говорят чисто по-русски. Так обстоит дело даже в семьях, где домах разговаривают по-казахски. Наверное, сами не требуют. А потом всю ответственность перекладывают на детский сад. Среди тех, кто учится в школе на казахском языке, находятся и те, кто не до конца понимает язык. В одном классе обучается 30-32 ученика. Среди них есть инклюзивные дети, что могут сойти сразу за четверых. Учитель не успевает за каждым. Если просишь помочь родителям совершенствовать казахский язык, они говорят, что им не до этого. Ругаются, мол, чем занимается в школе”, – говорит учительница.
По ее словам, по просьбе руководителя управления образования Касымхана Сенгазыева проводилась агитационная работа по увеличению казахских классов. Присылали ролики в родительские чаты. Вызывали родителей и им объяснилось.
Ранее Генконсул РФ в Алматы заявил о спаде использования русского языка в Казахстане – однако, судя по вышеописанным фактам, это далеко не так.
Пример агитационной работы можете посмотреть ниже: