Почему в некоторых селах почтовая служба вообще не работает?
«Казпочта» является одним из учреждений, которое в обществе имеет непосредственное отношение к жизни казахстанцев, ибо часто подвергается критике. Несвоевременная доставка товаров, длинные очереди, зарплата почтальонов, коррупция в отрасли... Еще одна жалоба со стороны потребителей – это проблема доставки газет и журналов. Население выписывает газеты и журналы, которые до них не доходят своевременно, данная проблема не меньше волнует и журналистов. Руководители газет и журналов считают, что «Казпочта» становится главным препятствием в распространении изданий, сообщает Qaz365.kz.
Давайте все по-порядку
С наступлением нового года начинают поступать жалобы от подписчиков на то, что газеты и журналы не доставляются вовремя.
У нас имеется такая традиция – писать хвалебную оду любому руководителю в соцсетях. Такая же ситуация коснулась недавно и главы «Казпочты» Асель Жанасову. Одни за другими стали писать посты, восхваляя ее. При этом, они отметили, что руководитель училась за границей, что деятельность возглвляемой ею «Казпочты» на высшем уровне.
Но нельзя забывать о том, в сети сидят и те, кто недоволен деятельностью указанной организации. Одними из тех, кто усмехнулся над такими хвалебными постами, были создатели газет и журналов.
К примеру, Карагоз Смадил пишет, что не успел начаться год, а читатели уже обращаются в редакцию с жалобой на то, что не могут получить вовремя свои газеты и журналы.
«Как же мы устали от этой «Казпочты», - говорит Карагоз Смадил.
«Например, газета «Ана тілі», которую я выписал и читаю с любовью, до сельской почты доходит только через 4-5 дней после выхода, порой, бывает, и не доходит вовсе. Думаю, это связано с безответственностью почтовых работников. Но, похоже, у этой «Казпочты» есть и другие проблемы. Это, может быть, из-за слишком маленькой зарплаты почтовых работников», – написал один из читателей в своем письме.
К ее словам присоединилась и Акбота Мусабеккызы, которая в ноябре выписала 10 экземпляров газеты «Ана тілі» для своих преподавателей в университете. Газету должны были доставить с января. Несмотря на то, что уже вышло несколько номеров, ни один из 10 преподавателей кафедры не получал эту газету.
«Есть читатели, которые не получили ни одного номера нашей газеты с начала года»
Чтобы вникнуть в суть данной проблемы, корреспондент Qaz365.kz побеседовал с представителями, руководителями газет и журналов. Они также поддерживают своих предыдущих коллег. Так, главный редактор газеты «Ұлан» Жадыра Нармаханова начала свою речь с того, что у них тоже имеются проблемы с «Казпочтой».
«Наш сотрудник Нурлыхан, отвечающий за работу с почтой, собрал жалобы всех читателей, которые не получили свои газеты, и направил их представителю «Казпочты» Болатбеку. Жалоб очень много. Проблема в том, что наша газета не доставляется вовремя до читателей, почтальоны не носят, ссылаясь на то, что «по дороге потерялись». Бывает, газеты и журналы относят в библиотеку под предлогом «точный адрес не указан». Каждый раз приходится скандалить с «Казпочтой», - говорит она.
По словам Жадыры Нармахановой, ранее на одном из совещании по этому вопросу Министерство запросило субсидию для «Казпочты» на распространение газет и журналов. «Сколько лет мы об этом говорим, все равно толку нет. С приходом каждого нового министра мы в очередной раз поднимаем эту проблему», - возмущается она.
«Если человек не будет получать вовремя свои газеты и журналы, то в следующий раз не подпишется и все. Никто не будет выписывать. Мы уже устали об этом говорить. С начала года уже вышло несколько номеров нашей газеты. Однако некоторые наши читатели не получили ни одного номера», - говорит она.
«В отделениях «Казпочты» нет даже каталога подписки»
Для тех, кто желает оформить подписку на «Казпочте», в почтовом отделении нет каталога. Это еще одна проблема, которую подняла Жадыра Нармаханова. Сама Жадыра стала свидетелем такого случая во время посещения отделения «Казпочты», расположенного недалеко от ее работы. На ее же глазах парню, который хотел подписаться на газету, почтальоны отказали в услуге, сказав, что у них нет каталога. А парень не знал индекса издания и почтальоны посоветовали ему обратиться в головной офис.
«Также немало моментов, когда почтальоны возвращают посетителей, сказав, что сейчас не подписной сезон, или когда подписчики часами ждут своей очереди. Сама подписала 50 человек через Kaspi.kz. Кто же хочет часами сидеть в очереди, чтобы выписать себе газету.
Если вы собираетесь в театр, то билет приобретаете онлайн. Точно так же после подписки читатели должны получать свои газеты и журналы своевременно. Тогда не будет никаких проблем», – говорит она.
«Как я слышала, почтальонам платят 15 тенге за доставку одной газеты читателю. Об этом говорили на одном из собраний. 15 тенге - это разве деньги в нынешнее время? Разве такой мизерной платой можно ли мотивировать почтальонов?» – вопрошает она.
«Сервис очень плохой»
Слова Жадыры поддержал и ее коллега Нурлыхан. Когда мы разговаривали с ним, он, в первую очередь, отметил очень плохой сервис «Казпочты». Потому что сотрудники не могут предоставить правильную информацию. В этом Нурлыхан убедился сам, посетив несколько филиалов в Алматы. Во-вторых, индекс издания сотрудники просят у самих подписчиков. А индекс должен быть у них в своих журналах. Также есть большая проблема с доставкой. В квитанции записано все правильно, но почему-то доставка сильно затягивается, а на некоторые адреса вообще не доставляется.
«Газету, которую должны доставить до некоторых наших читателей, отнесли в другие дома в том же ауле. Или же оставляют в сельской библиотеке или школе. Проблема в самой «Казпочте», - говорит он.
«У них сто причин. Пропало 80 журналов»
Мы также поговорили с главным редактором журнала «Мөлдір бұлақ» Даулетбеком Байтұрсынұлы. Он отметил, что в прошлом году в Жамбылской области пропало 80 журналов. Был также еще один случай, когда несколько журналов потерялись.
"Мы являемся создателями журналов. А его распространение зависит от почты и ответственных агентств. Но они сами не знают, где остались эти журналы. В таких случаях мы остаемся в неловкой ситуации перед читателями. Они просят, чтобы мы прислали журналы, если в редакции остались лишние. Бывало, я дважды отправлял такие журналы за свои деньги. Далее почтальон доставил до адресата. Но те журналы так и исчезли. Кто и как его потерял – так и осталось неизвестным», - говорит он.
Даулетбек также отметил, что порой десятки журналов не доходят до подписчиков. Индивидуальные подписчики обращаются к ним с жалобой, что журналы не лоставляются до адресата. Они недовольны работой сотрудников «Казпочты».
«Стараются быстрее избавиться от клиента»
«Я замечаю вот что. Многие люди из-за нехватки времени через кого-то передают деньги на подписку. В Алматы я лично ездил на «Казпочту». Я потратил целый час, чтобы оформить подписку на 30-40 журналов. Потому что у них сто причин: то база не работает, то сотрудников не хватает. При посещении почты читатели не обслуживаются должным образом, им не предоставляют индекс или каталог. В общем, вместо того, чтобы создать условия для клиента, здесь стараются быстрее избавиться от него. «Казпочта» создает серьезный барьер для подписки. Ведь люди через «Казпочту» выписывают не только наш журнал, но и многие другие издания», – говорит он.
Недавно состоялась встреча Министра культуры и информации Аиды Балаевой и Министра просвещения Гани Бейсембаева с редакторами детских изданий, на которой журналисты высказали свои проблемы. Даулетбек отметил, что там также говорил о препятствиях распространению казахских изданий со стороны сотрудников почты.
Фото: muslim.kz
«Казпочта» создает серьезный барьер на подписку
«Наши читатели в основном все в школах. А двери школ для нас закрыты. Ранее экс-министр говорил, что «нельзя заставлять подписаться на газеты». А директора и учителя школ это понимали как «не подписаться». Если ограничить учеников, детское издание закроется. Больше никаких возможностей.
Мне кажется, подписка, доставка являются лишней головной болью для «Казпочты», и они хотят избавиться от этой проблемы. «Казпочта» в основном сейчас занимается перевозками товаров, отправляют за границу, принимают оттуда. Вся торговля идет через «Казпочту». Им выгодно такая работа, чем подписка и поддержка казахских изданий. В итоге от всего этого страдает казахские издания. Одним словом, почта Казахстана губит казахские газеты и журналы. Только после этого, наверное, можно говорить о безразличии людей. В общем, работать с «Казпочтой» с каждым днем все сложнее и сложнее», - говорит Даулетбек.
Отговорки «Казпочты»
В связи с этим, с вышеуказанными жалобами корреспондент Qaz365.kz обратился к официальному представителю «Казпочты». По конкретным жалобам «Казпочта» сообщила, что газеты были доставлены читателю, и принесла свои извинения в связи с возникшей проблемой.
«В чем причина несвоевременной доставки газет и журналов до читателя?», спросили мы. На этот вопрос представитель «Казпочты» ответил, что компания распространяет более 1300 различных газет и журналов в городах и селах. Однако он отметил, что в цифровой век стоимость доставки газет и журналов станет еще дороже.
Сотрудники «Казпочты» при доставке газет и журналов не могут попасть в подъезды и придомовые территории, потому что везде установлены домофоны, также ситуация затрудняется и отсутствием почтовых ящиков. Служба доставки газет и журналов неэффективна, она не покрывает расходы на транспортировку, доставку печатных изданий. Тарифы общества на распространение отечественных периодических изданий не повышались с 2017 года, так как рост тарифов приводит к росту стоимости газет и журналов для читателей. Это, в свою очередь, снизит тираж отечественных печатных изданий и приводит к отрицательной динамике даже при существующем уровне тарифов», – говорится в ответе пресс-службы «Казпочты».
Он также отмечает, что владельцы СМИ ежегодно повышают цены на печатные издания газет и журналов. По его словам, газетные и журнальные издания доставляются сразу после выхода из типографии, хотя, иногда бывает, что они тоже выходят с задержкой. Транспортировка газет и журналов в отдаленные населенные пункты усложняется в зависимости от погоды, состояния автодорог, что может привести к задержке доставки. Все жалобы «Казпочта» принимает через сайт рost.kz или по номеру 1499.
Почему в некоторых селах почтовая служба вообще не работает?
Почтальоны напоминают, что, согласно закону, сельский округ общей численностью не менее 2 тысяч человек должен иметь одно стационарное отделение почтовой связи на все сельские населенные пункты округа. Сейчас в стране действует 1985 сельских отделений почтовой связи. Также некоторые сельские населенные пункты, не имеющие стационарного отделения почтовой связи, обслуживаются мобильными отделениями почтовой связи в количестве 103 единиц.
«В некоторых селах могут возникнуть временные трудности, связанные с работой почты, но «Казпочта» уделяет особое внимание на обеспечение функционирования почтовых служб в каждом населенном пункте. Мы постоянно работаем над улучшением инфраструктуры и качества обслуживания, чтобы минимизировать потенциальные неудобства для наших клиентов в сельской местности», – говорит представитель «Казпочты».
«Где каталог?»
«Нет каталога в филиалах «Казпочты»? Что Вы можете сказать относительно того, что «Казпочта» создает серьезные препятствия подписке казахских изданий?
На этот вопрос в АО «Казпочта» сообщили, что для удобства пользователей выпущено более 14 000 экземпляров каталога. Также отметили, что в 2023 году запущена услуга онлайн-подписки на газеты и журналы через сайт post.kz и мобильное приложение, в которых размещен каталог печатных изданий.
«Теперь у читателей есть возможность выбирать и оформлять подписку на различные издания через свои компьютеры или смартфоны», – говорится в ответе.
«Субсидия полностью не покрывает расходы»
На вопрос «Выделило ли Министерство культуры и информации субсидию на доставку газет и журналов?» ответили, что расходы операторов связи подлежат субсидированию. Однако «Казпочта» отмечает, что в 2023 году получили субсидию на возмещение затрат, однако сумма субсидий не покрывает фактических расходов общества на распространение периодических изданий по подписке в сельской местности.
«В целях продвижения новых продуктов, связанных с развитием электронной торговли (е-commerce), АО «Казпочта» предоставляет весь спектр услуг в части доставки товаров путем таможенного оформления электронной торговли и оказания полного спектра транспортно-логистических услуг, включая доставку международных почтовых и транзитных отправлений, а также оформление полного пакета документов и сопровождение таможенного представителя для упрощения логистических процессов. Это одно из приоритетных направлений», – говорится в ответе.
Таким образом, сама «Казпочта» признает, что распространение газет и журналов неэффективно. Спрашивается, остается ли этот ответ без изменений для классических традиционных СМИ? Кто должен урегулировать эту непростую проблему, которая грозит сотням коллективам печатных изданий?