И обратились к президенту
Депутаты Закиржан Кузиев, Геннадий Шиповских, Алишер Сатвалдиев, Нурия Ниязова и Евгений Больгерт в своем запросе подняли проблемы КТЖ, сообщает Qaz365.kz.
Они его адресовали президенту Касым-Жомарту Токаеву.
"Железнодорожный транспорт является важнейшей составляющей частьюпроизводственной инфраструктуры страны. Географические условия Казахстана, отсутствие прямого выхода к морю, обширная территория делают роль железнодорожного транспорта в экономике ключевой. Мы так и не смогли сделать железнодорожный холдинг высокоэффективным. Более того, за последние годы в указанной сфере накопилось ряд серьёзных проблем.
По всей стране недостаточно развита железнодорожная сеть, растет износ основныхсредств, дефицит пассажирского подвижного состава, низкий уровень сервиса. Парк вагонов КТЖ на сегодняшний день составляет 2 228 единиц, из них 776 вагонов или 35% от общего количества старше 28 лет. Средний износ пассажирских вагонов – 53%,грузовых – 57%, а локомотивов более – 67%”, – начали депутаты.
По их словам, существующие проблемы резко ухудшают привлекательность транзита через Казахстан, заставляют соседние страны искать альтернативные маршруты.
"В начале октября текущего года к нам обратилась Ассоциация Национальных экспедиторов. В своем обращении они отметили, что получают отказы от ТОО "КТЖ Грузовые перевозки" в согласовании основных и дополнительных планов перевозок на экспорт и транзит.
В то же время, согласование планов для своих экспедиторов АО "Кедентранссервис" и АО "КТЖ Экспрес" осуществляются беспрепятственно. Агентство по защите и развитию конкуренции отмечает, что операторы магистральных путей предоставляют ряд преимуществ "своим" компаниям, что создает неравные условия для других. В результате анализа видов деятельности КТЖ выявлено, что с антимонопольным органом согласовано лишь 81 из 424 видов деятельности, то есть всего 19%, – продолжили депутаты.
Они заключил , что своими действиями ТОО "КТЖ Грузовые перевозки" нарушают отлаженную за десятки лет технологию осуществления экспортных, перевозок, создают неравные конкурентные условия.
"Вместе с тем, отмечаем неэффективное планирование и управление движением на магистральной сети. Так, в начале года простаивало свыше 400 составов, брошенных на путях.
В целом, в отрасли отмечается низкий уровень автоматизации, отсутствует либо не в полной мере функционирует планирование и контроль организации перевозок, планирование маневровой и грузовых работ на ж/д станциях. При этом стоит отметить, что основным источникам доходов КТЖ является доход от грузовых перевозок — это более 86%”, – заявили депутаты.
По их мнению, наша железная дорога неконкурентоспособна ни на внутреннем рынке, ни за ее пределами.
"Депутатами Сената Парламента неоднократно направлялись депутатские запросы в адрес Министерства транспорта и АО НК КТЖ, где были озвучены проблемы, имеющиеся у отечественных грузоотправителей при транспортировке своей продукции на экспорт. Однако, раз за разом получаем стандартные отписки, которые не решают сути проблемы и не отражают пути выхода из нее.
Учитывая вышеуказанные, а также многочисленные жалобы от грузоотправителей и субъектов бизнеса в целом, просим Вас:
- дать поручение по устранению неравных конкурентных условий в части согласования основных и дополнительных планов перевозок на экспорт и транзит;
- рассмотреть вопрос установления национальным перевозчикам четкого баланса в развитии всех четырёх направлений: внутреннем, экспортном, импортном и транзитном;
- дать поручения компетентным государственным органам организовать проверку деятельности АО НК КТЖ в сфере осуществления экспортных, транзитных перевозок на нарушения законодательства в области защиты конкуренции;
- представить информацию по мерам трансформации КТЖ в полноценную транспортно-логистическую компанию.
В соответствии с действующим законодательством, по итогам рассмотрения депутатского запроса просим руководство Министерство транспорта и АО НК КТЖ дать устный ответ на пленарном заседании Сената Парламента Республики Казахстан”, – закончили депутаты.
Ранее глава КазАТК в подробностях рассказала Qaz365.kz как глава КТЖ отобрал ее бизнес, купленный за более чем 10 млрд тенге. Позже суд посчитал незаконным возврат акций КазАТК в пользу КТЖ. Также глава нацперевозчика Нурлан Сауранбаев ответил на обвинения по “рейдерскому захвату” КазАТК.