Адвокат подробно рассказала об итогах суда
Прилетевшая с Астаны на апелляционный процесс Саида Сулейменова, адвокат потерпевшей Анель Досымовой, дала интервью по итогам суда, сообщает Qaz365.kz.
Напомним, ранее в Усть-Каменогорске в одном из торговых центров распространилось видео девочек-подростков, избивающих свою сверстницу, сидя на их коленях и заставляя раздеться. Сестра данной пострадавшей девушки Тогжан Досымова выражала сожаление, что в официальных источниках многое не раскрывается. А правозащитница Дина Тансари опубликовала шокирующие подробности. Ранее она же писала про подробности суда. После на правозащитницу завели уголовное дело, что она назвала "методом давления и устрашения".
Сегодня прошел апелляционный суд, после которого у адвоката потерпевшей спросили про нарушения.
“Следствию необходимо дополнить по тем нарушениям, которые имелись. К примеру, в ходе следствия были раскрыты и другие сведения, что помимо вот этих трех уже осужденных есть и другие учащиеся медколледжа, педколледжа. Также мальчики уже совершеннолетние. Почему-то все они ушли в качестве свидетелей, имеющих право на защиту. Хотя на судебном заседании сами осужденные говорили. И другие девочки были, причастные к данному преступлению. Однако на скамье подсудимых находятся трое, и сегодня буквально апелляционный суд решение суда первой инстанции оставил без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения на настоящий момент”, – ответила адвокат.
Также она рассказала что сделали те люди, которых она считает нужным посадить на скамью подсудимых и сколько человек нужно привлечь к ответственности.
“Мы просили частное постановление вынести в суде первой инстанции, что у моей подзащитной одна из осужденных забрала сотовый телефон и отдала спустя сутки. Дала не ей в руки, а сотруднику колледжа, в которой она училась. Данный факт подтверждает вымогательство. Затем в ходе следствия выяснилось, что у моей подзащитной была похищена сумма денежных средств – по данному случаю также правовой оценки на сегодняшний момент нет. Я думаю, следствие наверное еще разберется в данном вопросе. Но вот вопросов очень много у нас. Вот это все утаивается. Сегодня, уже когда приговор вступил в законную силу, мы можем об этом говорить. В связи с тем, чтобы следствие в данном направлении также дали свою правовую оценку.
Нас в настоящий момент интересует распространение видеозаписей. По нашим сведениям, одну девочку привлекли к уголовной ответственности. Однако в связи с тем, что лицо, которое распространило видеозапись, не достигло совершеннолетнего возраста, дело прекратили. По поводу того, что они готовили – это целое ОПГ. Об этом почему-то утаивают. По поводу того, что сотовый телефон: получается они забрали, присвоили себе – одна из девочек, уже осужденных. И выжидала, потому что в ходе следствия выяснилось, что как раз таки моя подзащитная говорит, что мама перечислит деньги на Kaspi. Я не могу вам сказать, почему она удерживала этот телефон и только на следующий день передала сотрудникам колледжа. Это моменты, которые остались за кадром”, – рассказала Саида Сулейменова.
Также адвокат подняла вопрос работы родительницы одной из подсудимых в сфере образования. Мать одной из избивавших учениц работала руководителем отдела кадров в Усть-Каменогорском городском отделе образования. Руководитель отдела Сауле Алагузова сообщала, что та недавно ушла со службы. Однако это может быть ложью.
“Мы просили отчисления из учебных заведений лиц, которые причастны к данному преступлению. Некоторых, которые не достигли совершеннолетия, необходимо инспекторам по делам несовершеннолетних поставить на Д-учет – такого учета также нет. Нам открыто не ответили – они состоят на учете по поведенческим своим преступлениями, склонностью к этому – тоже ответа никакого не последовало.
Двоих посадили в колонию по делам несовершеннолетних, именно зачинщиков, которые наносили удары, вымогали деньги. Одна из них привлечена только за хулиганство, у нее год апробационного контроля – почему-то ее колледж оставляет на учебе, хотя мы просим ее отчисления. Затем она не имеет права посещать увеселительные заведения и так далее. Остальные все на свободе – 14 человек. Тем парням не применены никакие меры наказания. Один из них в армии сейчас”, – поделилась Сулейменова.
Мама потерпевшей заявила о шокирующем факте с суда.
“Совершеннолетний мальчик сказал на суде, что девочки-подсудимые сняли квартиру, что мою дочку планировали изнасиловать. За это хочу чтобы их тоже наказали. Они готовили квартиру, ставили камеры. Шантаж, наверное. Требую, чтобы дело возбудили и наказали”, – сказала Альмира Досумова.
Было сказано, что планировалось особо тяжкое преступление – приглашение двух уже совершеннолетних мальчиков. Однако они отказались вступать в сексуальный контакт с несовершеннолетней девочкой. После этого потерпевшую начинают буллить, избивать.
“По руководителю управления образования Чернышовой хотелось бы сказать, что данное лицо никоим образом никакую психологическую помощь не оказывала моей подзащитной. То есть никакой помощи в плане развозки, но почему-то кулуарно, когда ее СМИ спрашивало, она говорит: “Это было все нами оказано”. Как раз таки здесь все наоборот, в колледже просили забрать документы. Кто именно это завуч я распространять не могу, но я думаю известно будет.
Но хотелось в защиту своей подзащитной, в преддверии сентября сказать, что 1 сентября она пойдет на учебу. Я с ней разговаривала, она говорит “да, я готова, хочу учиться”. Однако правовая оценка или дисциплинарного характера на завуча того колледжа, где она учится, никакой оценки нет. Если посмотреть, как проявил себя колледж, заведующий по воспитательной части сказала: “Забирай документы, уезжай в свой поселок, нам не нужны здесь проблемы”. За это слово, что она оказывала давление на мою подзащитную, я переживаю – не будет ли на нее оказываться давление. Ей еще учиться в этом колледже год и 10 месяцев. До того как она получит диплом я надеюсь, что и акимат, и управление образования, и колледж более лояльную позицию займут к ней. Я прошу четвертую власть СМИ содействовать этому. Приезжать в колледж, спрашивать, разговаривать с преподавателями. Потому что успеваемость хорошая, подает надежды – чтобы давление не оказывалось на нее”, – закончила адвокат Саида Сулейменова.
Тетя потерпевшей девушки Тогжан Досымова считает, что суд должен вынести справедливое решение и что избитые девушки должны получить строгое наказание.
В связи с данным инцидентом велось досудебное расследование по части 2 статьи 293 Уголовного кодекса РК. Прокуратура Усть-Каменогорска делала обращение по данному инциденту, где просила принять меры к нераспространению видеозаписей и удалению с телефонов детей. А расследование дела закончилось только в конце мая.
В середине мая у пострадавшей из-за ударов образовалась травма глаза, которая не заживала с 1 марта. А мать потерпевшей сказала, что "ни одна мать не пришла, кроме Аяулым, прощения даже не просили".